Русская народная свадьба

Свадьба в стиле Русская народная

Мне хотелось бы познакомить своих гостей с составляющими русской народной свадьбы. Для начала необходимо отметить, что понятие русской народной свадьбы чрезвычайно многолико и в зависимости от территории включает в себя различные обряды, песни, причеты и т.п.

Однако в старину существовали общие обряды и традиции для всех регионов России, такие как…

1. Невесту и жениха своим детям выбирали родители исходя из своего жизненного опыта. Согласие детей на сватовство не требовалось.

2. Сватовство или  сватанье, когда сват или сваха, а бывали случаи что оба, приезжали к невесте в дом, конечно же после предварительных обсуждений, после того как их перед отъездом отхлестали для успеха всем тем, что служило на Руси головными уборами. Они проходили к печи и брякали заслонкой, после чего садились на лавку вдоль половиц, что и было свидетельством того, что приехали не просто гости, а сваты.

Сватов обязательно угощали чаем из самовара, который по обычаю должна была разливать невеста, затем, чтобы на нее еще раз хорошенько взглянули. И если невеста нравилась, то за чаепитием договаривались о дальнейших действиях. Если же сваты к тому времени уже были хорошо знакомы с невестой, то засватать ее они могли и в ее отсутствие.

Прямо сватам нельзя было отказывать, можно было отговориться либо возрастом, либо другую найти причину невозможности свадьбы, если родители невесты считали жениха неподходящим для дочери.

3. Смотрины места – хозяйства жениха. Богатство жениха оценивалось обилием скота и хлеба, а также одежды и посуды (в старину больше всего ценилась медная посуда). Смотреть хозяйство ездил по обычаю отец невесты и пока не посмотрит, за стол не садился! Если не нравилось отцу богатство жениха, то ел и пил он за столом плохо или же совсем не пил и не ел.

4. Договоры — после того как хозяйство жениха было одобрено Отцом невесты, ехали на договоры, договариваться о дате свадьбы. Договоры проводились обычно в воскресение – жених приезжал в дом невесты и договаривались о количестве даров с невесты и приданом, а также о дате запоручивания и сроках венчания. Если в приданном невесты отсутствовали необходимые элементы – отец невесты должен был возместить деньгами.

5. Запоруки (закрывание) —  традиционное начало самой свадьбы. Этот обряд состоял из двух частей: одна – сговор по невесте — стороны «били по рукам» или сговаривались, вторая – завешивание невесты – ее поведение. Во время сговора, которое затягивалось на длительное время жених со сватом и отцом невесты молились, зажигали свечи перед иконами, давали друг другу руки, после чего пили чай и вино, а в заключение произносили фразу – «С Богом!». Невеста же, даже если хотела замуж, обязательно должна была причитать и плакать. А если жених пришелся невесте не по вкусу, то она даже убегала, пряталась, кусалась и рвала зубами платок. Ее ловили девушки, а отец натягивал платок на лицо и говорил – «Просватали!». После чего невесте полагалось бросится родителям в ноги и причитать! В этом ей помогали девушки и специально приглашали вопленицу. Наряд, который был в момент закрывания на невесте, нельзя было менять до самой свадьбы. Когда невеста заканчивала причитать, начинались приготовления к свадьбе, а начинались они с шитья и варки пива.

6. Неделя – целую неделю невеста не снимала фаты и даже спала в ней, в отсутствие в доме гостей она открывала лицо, но если кто-то приходил в дом, тут же спускала ее обратно и снова начинала причитания, если гости были женщины! Гостям мужского пола причитать не полагалось. Шитьем занимались подруги невесты, сама в работе не участвовала, только готовила им обед и подносила ткань.

Всю неделю невеста должна была ходить к домам родственников, подходить к крыльцу и хлестать себя, причитая, таким образом, прощаясь с родней. А в конце недели приезжал жених с пряниками (подарками). Невеста с подругами встречала его причитанием. Кроме пряников жених обычно привозил отрез на сарафан, шаль, платок и тому подобное. Прежде чем принять подарки невеста должна была спросить согласия у всей семьи. Принимая их невеста должна была причитать. Так за неделю и голос бывало срывала. Момент их принятия считался заключением недели. Жениха угощали чаем и вином, после чего он отправлялся угощаться в другой дом.

Свадебное торжество. Его традиции и обряды.

Оно состояло из двух дней, в ночь между которыми устраивался девичник:

1-й день. Утром первого дня было много работы – девушки готовили еду на стол, укладывали дары, приготовленные на неделе, для жениха, убирали и чистили все в доме, после чего в полдень невесту провожали в баню. В бане невеста смывала с себя весь пот и грязь от хлестаний за неделю, а специальная знахарка собирала этот пот и грязь платком и отжимала его в стеклянный пузырек, который полагалось выливать жениху в пиво, тем самым, связывая молодых нерушимой связью. В бане невесте тоже полагалось причитать. В бане перед тем как смыть пот и грязь невеста надевала на потное тело рубаху и штаны, которые приготовила в подарок жениху. Эту одежду затем выкатывали и завязывали в дары, а жених должен был надеть ее на следующий день после брачной ночи, отправляясь в гости к теще.

После бани все девушки и невеста переодевались в праздничные наряды и шли на «встречу подруг» или «девичник». Девушки рассаживались вокруг невесты и причитали с ней до тех пор пока не приезжал жених с сопровождением (дружкой, сватьей, сватом, хряпчим и т.д. — приборянами). Ночью все играли в городки, девушки водили хороводы, все пили пиво и веселились до утра.

2-й день. Утром второго дня – венчального – невеста, прежде чем ее поведут за стол к жениху дарила даровья из кути. Родные по очереди разносили даровья на подносе приборянам, которые клали на этот поднос деньги. После разноса, невеста выходила из кути и кланяясь причитала, после чего возвращалась в куть и ее начинали звать за стол.

Заключением причитов был обряд получения денег от отца невесты за прожитое и проработанное. Отец давал невесте горсть мелких денег, а она швыряла их в подруг и просила посчитать. Так заканчивалась ее девичья жизнь. Затем невеста раздавала полотенца и ленты, рассчитываясь тем самым с другими.

После этого отец звал невесту за стол, брал ее за платок, который был у невесты в руках, подводил к столу и передавал ее жениху. В то время как они шли к столу, путь перед невестой разметали веником. Невеста трижды возвращалась в куть для того, чтобы проститься с местом. Все это время невеста продолжала причитать. А девушки, как только невеста подходила к столу, уже начинали петь торжественную славу молодым. Гости же начинали закусывать, при этом ели все, кроме молодых, которым не позволялось, есть перед венцами.

Гости подавали поющим девушкам в кути гороховый хворост и булочки, а они ломали их на части и угощали гостей. Затем выводили жениха и невесту из-за стола, ставили их на колени, на расстеленную на полу скатерть и родители невесты по очереди благословляли молодых, склонив их головы друг к другу.

После чего, жених одевал невесту, застегивая на ней кошулю, поднимал ее и сажал в сани. В церковь жених и невеста ехали в разных санях. Невеста ехала впереди, затем родственники, а затем уж жених. Существовала традиция, чтобы невесту не сглазили, в ее подол затыкали иголки без ушей, в ее карманы насыпали каменную крошку, а путь перед ней заметали веником, во избежание попадания кошачьей и собачьей шерсти.

В церкви проводился обычный обряд венчания. Сразу после него сватья делала невесте женскую прическу из двух заплетенных кос, сложенных в борушку, которую сверху повязывали платком и шалью – по бабьи. Из церкви молодые ехали в дом жениха в одних санях.

По приезду в дом жениха, он высаживал невесту из саней. Изначально молодых вели через двор, а потом стали вести через мост, посыпая их ячменем – символом жизни.

На пороге молодых встречали родители жениха с караваями. Караваи клали молодым на головы и они вносили их на головах в дом. В доме караваи перекладывались на полицу, над тем местом, где должны были сидеть. Иногда караваи надкусывались, но чаще просто клались на полицу вместе с иконами, которыми благословляли молодых. Прерд застольем свекровь разбивала тарелку на счастье молодым.

За столом теперь уже жену сажали по левую руку от мужа. Для них на столе присутствовали одни приборы на двоих и муж должен был кормить жену. В это время свекр «вскрывал» невесту – брался за шаль, поднимал, и трижды посолонь обводил ею вокруг голов молодых, склоненных друг к другу. Молодая за «вскрышу» должна была подарить свекру полотенце собственного рукоделия.

Никаких песен и причетов за свадебным столом не было, все только веселились и пировали.

После застолья молодая жена раздавала, дары и должна была поклониться гостям – каждому в отдельности всей деревне.  После чего молодые шли в зимовку и там еще пировали вдвоем, после чего их отводили спать.

Постель молодым стелили в отдельной горнице чаще всего золовка или свекровь. Постелив постель, золовка валилась на нее и не уходила, пока не получит от молодых подарка – полотенца или ленты. Свекрови тоже молодая жена всегда дарила за постель полотенце.

Наедине с супругом молодая должна была сперва, снять с него сапоги, в одном из которых, по традиции, всегда были деньги для нее. Но она должна была угадать в каком из Сапогов деньги, иначе они ей не доставались.

Утром молодых, по обычаю, будила свекровь, принося с собой для молодых горшок с водой для умывания, за что ей полагалось еще одно полотенце в подарок, чтобы о горячий горшок рук не обжечь. Свекровь сдергивала с молодых скутку и они должны были разом вскочить, чтобы молодая не ленилась в работе. Молодые умывались и проходили за стол, а затем собирались в гости к родителям молодой жены на хлибины.

Хлибины.

На хлибины они отправлялись со всей родней молодого мужа и с пирогами, которыми угощали всех гостей. Следующую ночь молодые проводили в доме тещи и если удавалось до этого сохранить целомудрие, то эта ночь становилась настоящей брачной ночью. Именно на хлебинах молодой супруг надевал на себя рубаху и штаны, которые невеста надевала на себя в бане, перед мытьем.

На утро теща должна была угощать зятя блинами, на которые должна была положить подарок – рубашку или полотенце, поэтому верхний блин она не смазывала. А зять, взяв подарок, должен был завернуть за него в блин деньги и вернуть теще. Как теща получала блин с деньгами – она должна была хватать блины и уносить – поэтому женихов учили не зевать, а сначала набрать блинов. Хотя в конце застолья теща возвращала блины на стол.

Перегостьба.

Спустя день родители молодой супруги ехали в дом к зятю на угощенье, после которого катались на лошадях. Перегостьба являлась заключительным свадебным пиром.

В настоящее время, судя по рассказам, произошло падение причети – невесты перестали причетать, плакать и хлестать себя, тем самым, разрушив свадебные народные традиции. От свадебных обычаев и традиции в современном свадебном торжестве остались лишь отдельные игровые и зрелищные моменты, вроде тещиных блинов или песен. Но, на мой взгляд, всему свое время. И в этом смысле причеты давно отжили себя как ритуал. Хотя, если Вы хотите отпраздновать свою свадьбу в истинно русских народных традициях, эта статья в этом Вам поможет.

К сожалению, отзывы закрыты.

    Цитата

      Брак - это как осажденная крепость Те, кто внутри, хотели бы из не выбраться; те, кто снаружи, хотели бы ворваться в нее.
      Эрве Базен

    Реклама

  • Фото праздников

    Портфолио свадебного фотографа | Тамада на свадьбу Портфолио свадебного фотографа | Тамада на свадьбу Проведение свадьбы | Тамада на свадьбу Проведение свадьбы | Тамада на свадьбу




  • Свадьба.Net.Ru






                                    © 2012 - www.ajmusic.ru Юлия Алексеева.
                                    тел. 8-926-492-15-51   ajmusic@mail.ru